Инвестиционный меморандум

"Предложенный товар уже наполовину продан."

Ноэль Дю Фаль

Инвестиционный меморандум – это документ, содержащий всестороннее описание объекта инвестирования и дающий полное представление о нем инвестору.

Чаще всего к нам обращаются за помощью в разработке этого документа в двух случаях:

  • с целью  привлечения инвестиций – в этом случае нашим заказчиком является собственник или инициатор проекта, желающий провести его презентацию для потенциальных инвесторов;

  • при реализации готового бизнеса – с целью предоставления исчерпывающей информации потенциальному покупателю о продаваемом предприятии. Инициатором такой работы, как правило, выступает продавец.

Консультантами «СПКо» разработано более 10 документов для отечественных и иностранных инвесторов, которые стали основой для переговорного процесса, а большая часть из них  помогла ряду предприятий найти новых собственников  или привлечь инвестиции, необходимые для реализации проектов  наших Клиентов.  

Стандартизированной формы инвестиционного меморандума не существует, его структура в каждом случае определяется особенностями  объекта исследования и глубиной раскрытия информации, которая задается  заказчиком и фиксируется в договоре на проведение работ.

Ниже приведено ориентировочное содержание  инвестиционного меморандума предприятия, составляемого нашими консультантами в рамках реализации проектов по  сопровождению сделок с готовым бизнесом по заказу продавцов.

I. Резюме

Данный раздел меморандума представляет собой краткое обобщение всего документа и отражает его основные аспекты:

  • история предприятия, структура капитала, организационная форма.

  • миссия предприятия, предлагаемые услуги, наличие необходимых лицензий и сертификатов, другой разрешительной документации.

  • наличие у предприятия механизмов реализации товаров/услуг (дилерские, партнерские или иные сети).

  • техническое оснащение предприятия и используемые технологии.

  • имущественное обеспечение предприятия и нематериальные активы. Форма владения ими.

  • денежные потоки в репрезентативном периоде.

  • наличие обязательств и план их погашения.

  • причина продажи бизнеса или привлечения средств.

  • SWOT - анализ действующего бизнеса ("S"- Сильные и "W"- Слабые стороны, "O" - Благоприятные возможности и "T"-Возможные трудности).

  • цена продажи бизнеса или величина необходимых инвестиций.

II. Общая характеристика бизнеса

  • Краткая историческая справка и юридическая легитимность готового бизнеса.

  • Структура (собственники) капитала.

  • Миссия предприятия (перечень и структура производимой продукции и/или предлагаемых услуг, их привлекательность).

  • Стратегия по завоеванию рынка.

III. Рынок и конкуренты

  • Рынок и его перспектива.

  • Существующая клиентская база и  механизмы ее расширения. География и условия продаж.

  • Конкуренты.

  • Маркетинговая политика готового бизнеса (долгосрочная и ближайшая перспектива развития предприятия).

  • IV. Менеджмент и персонал

  • Органы управления предприятием.

  • Организационная структура и структура управления предприятием.

  • Ключевые менеджеры, характеристика их контрактов.

  • Структура персонала. Штатное расписание и фонд заработной платы. Социальные гарантии.

  • Используемые в управлении информационные системы.

V. Результаты продаж

Информационные таблицы о финансовом состоянии предприятия за определенный период, освещающие :

  • отчеты о финансовых результатах;

  • продажи;

  • себестоимость продаж;

  • сырье;

  • валовую прибыль;

  • накладные расходы;

  • другие доходы и расходы;

  • помесячное движение денежных средств за последний репрезентативный период.

К таблицам  прилагаются комментарии с разъяснениями выявленных тенденций.

 VI. Активы и пассивы

  • Балансы предприятия.

  • Основные средства (земельный участок, здания и сооружения, оборудование), их классификация по участию в производственном процессе и форма владения ими.

  • Основные средства в залоге.

  • Нематериальные активы. Юридическая легитимность и форма владения ими.

  • Незавершенное строительство и объем необходимых капитальных вложений.

  • Оборотные средства, их структура, источники и обеспеченность предприятия.

  • Дебиторы, структура дебиторской задолженности, сроки возникновения, резервы сомнительной задолженности.

  • Кредиторы, структура кредиторской задолженности, перспективы погашения.

  • Условные (забалансовые) долги и обязательства, резервы и источники их возникновения, в т. ч. судебные процессы, залоговые расписки и т.п.

VI. Налоги

  • Структура налогов

  • Государственные налоги и платежи

  • Местные налоги и сборы

  • Налог на прибыль.

  • НДС

  • Подоходный налог

  • Платежи во внебюджетные фонды.

VII. Государственный контроль

  • Периодичность и глубина проверок контролирующих органов.

  • Сроки и результаты последних проверок контролирующих органов.

  • "Налоговая" репутация предприятия.

  • VIII. Перспективы развития бизнеса

  • Описание региона в котором действует предприятие.

  • Место региона в отрасли бизнеса.

  • Профильный рынок в представленном регионе.

  • Целесообразность развития бизнеса.

  • Благоприятные факторы развития бизнеса. Пути их использования.

  • Неблагоприятные факторы развития бизнеса. Методы их учета и преодоления.

IX. Структура трансакции

  • Описание вариантов структуры сделки.

  • Оптимальная схема оплаты.

  • Сроки и порядок регистрации сделки.

  • Налоговые последствия.

X. Заключение