Инвестиционный меморандум
"Предложенный товар уже наполовину продан."
Ноэль Дю Фаль
Инвестиционный меморандум – это документ, содержащий всестороннее описание объекта инвестирования и дающий полное представление о нем инвестору.
Чаще всего к нам обращаются за помощью в разработке этого документа в двух случаях:
-
с целью привлечения инвестиций – в этом случае нашим заказчиком является собственник или инициатор проекта, желающий провести его презентацию для потенциальных инвесторов;
-
при реализации готового бизнеса – с целью предоставления исчерпывающей информации потенциальному покупателю о продаваемом предприятии. Инициатором такой работы, как правило, выступает продавец.
Консультантами «СПКо» разработано более 10 документов для отечественных и иностранных инвесторов, которые стали основой для переговорного процесса, а большая часть из них помогла ряду предприятий найти новых собственников или привлечь инвестиции, необходимые для реализации проектов наших Клиентов.
Стандартизированной формы инвестиционного меморандума не существует, его структура в каждом случае определяется особенностями объекта исследования и глубиной раскрытия информации, которая задается заказчиком и фиксируется в договоре на проведение работ.
Ниже приведено ориентировочное содержание инвестиционного меморандума предприятия, составляемого нашими консультантами в рамках реализации проектов по сопровождению сделок с готовым бизнесом по заказу продавцов.
I. Резюме
Данный раздел меморандума представляет собой краткое обобщение всего документа и отражает его основные аспекты:
-
история предприятия, структура капитала, организационная форма.
-
миссия предприятия, предлагаемые услуги, наличие необходимых лицензий и сертификатов, другой разрешительной документации.
-
наличие у предприятия механизмов реализации товаров/услуг (дилерские, партнерские или иные сети).
-
техническое оснащение предприятия и используемые технологии.
-
имущественное обеспечение предприятия и нематериальные активы. Форма владения ими.
-
денежные потоки в репрезентативном периоде.
-
наличие обязательств и план их погашения.
-
причина продажи бизнеса или привлечения средств.
-
SWOT - анализ действующего бизнеса ("S"- Сильные и "W"- Слабые стороны, "O" - Благоприятные возможности и "T"-Возможные трудности).
-
цена продажи бизнеса или величина необходимых инвестиций.
II. Общая характеристика бизнеса
-
Краткая историческая справка и юридическая легитимность готового бизнеса.
-
Структура (собственники) капитала.
-
Миссия предприятия (перечень и структура производимой продукции и/или предлагаемых услуг, их привлекательность).
-
Стратегия по завоеванию рынка.
III. Рынок и конкуренты
-
Рынок и его перспектива.
-
Существующая клиентская база и механизмы ее расширения. География и условия продаж.
-
Конкуренты.
-
Маркетинговая политика готового бизнеса (долгосрочная и ближайшая перспектива развития предприятия).
-
IV. Менеджмент и персонал
-
Органы управления предприятием.
-
Организационная структура и структура управления предприятием.
-
Ключевые менеджеры, характеристика их контрактов.
-
Структура персонала. Штатное расписание и фонд заработной платы. Социальные гарантии.
-
Используемые в управлении информационные системы.
V. Результаты продаж
Информационные таблицы о финансовом состоянии предприятия за определенный период, освещающие :
-
отчеты о финансовых результатах;
-
продажи;
-
себестоимость продаж;
-
сырье;
-
валовую прибыль;
-
накладные расходы;
-
другие доходы и расходы;
-
помесячное движение денежных средств за последний репрезентативный период.
К таблицам прилагаются комментарии с разъяснениями выявленных тенденций.
VI. Активы и пассивы
-
Балансы предприятия.
-
Основные средства (земельный участок, здания и сооружения, оборудование), их классификация по участию в производственном процессе и форма владения ими.
-
Основные средства в залоге.
-
Нематериальные активы. Юридическая легитимность и форма владения ими.
-
Незавершенное строительство и объем необходимых капитальных вложений.
-
Оборотные средства, их структура, источники и обеспеченность предприятия.
-
Дебиторы, структура дебиторской задолженности, сроки возникновения, резервы сомнительной задолженности.
-
Кредиторы, структура кредиторской задолженности, перспективы погашения.
-
Условные (забалансовые) долги и обязательства, резервы и источники их возникновения, в т. ч. судебные процессы, залоговые расписки и т.п.
VI. Налоги
-
Структура налогов
-
Государственные налоги и платежи
-
Местные налоги и сборы
-
Налог на прибыль.
-
НДС
-
Подоходный налог
-
Платежи во внебюджетные фонды.
VII. Государственный контроль
-
Периодичность и глубина проверок контролирующих органов.
-
Сроки и результаты последних проверок контролирующих органов.
-
"Налоговая" репутация предприятия.
-
VIII. Перспективы развития бизнеса
-
Описание региона в котором действует предприятие.
-
Место региона в отрасли бизнеса.
-
Профильный рынок в представленном регионе.
-
Целесообразность развития бизнеса.
-
Благоприятные факторы развития бизнеса. Пути их использования.
-
Неблагоприятные факторы развития бизнеса. Методы их учета и преодоления.
IX. Структура трансакции
-
Описание вариантов структуры сделки.
-
Оптимальная схема оплаты.
-
Сроки и порядок регистрации сделки.
-
Налоговые последствия.
X. Заключение