Ставки роялти в медиа и Интернет-индустрии

Наши клиенты неоднократно обращались к нам за консультациями по поводу рыночных ставок роялти за пользование объектами интеллектуальной собственности, в частности в сфере медиа и Интернет-индустрии. В этой публикации мы предлагаем вниманию пользователей нашего сайта краткий обзор данных на эту тему, которые появлялись в профессиональной литературе и прессе.

Как свидетельствует наш опыт, ставки роялти по лицензионным договорам касательно объектов интеллектуальной собственности (ОИС) могут варьироваться в достаточно широких границах – от долей процента до 50-70% и даже больше. Конкретное значение ставки зависит от весомости вклада ОИС в формирование доходов лицензиата, а также от способности лицензиара диктовать последнему свои условия.

Следует, однако, отметить, что в большинстве случаев ставка роялти находиться в значительно более узком диапазоне от 1% до 12%. Причем усредненное значение ставки роялти по большинству отраслей приближается к уровню в 4-6%.

Важным является также тот факт, что ставки роялти в медиа и Интернет-индустрии традиционно стремятся к верхней границе общерыночного диапазона.

Некоторые выдержки из исследований на тему ставок роялти, опубликованных в профильных изданиях, приведены ниже:

  • Расчеты одного из пионеров в сфере исследования ОИС, Роберта Голдшайдера (Robert Goldscheider), опубликованные в 2002 году [1], показали, что медианная ставка роялти для Интернет-индустрии составляет 7,5% (минимум – 0,3%, максимум – 40,0%), для отрасли медиа и развлечений – 8,0% (минимум – 2,0%, максимум – 50,0%).

  • Авторы книги "Международное лицензирование и передача технологий: практика и законодательство" [2], со ссылкой на исследования Рассела Парра (Russell Parr), приводят медианное значение ставки роялти для Интернет-индустрии на уровне около 9,0%, для отрасли медиа и развлечений – около 8,5%. Медианные ставки для прочих отраслей указаны на уровне от 3% до 7,5%. Исследование было выполнено на базе 2 279 сделок в 15 отраслях.

  • Джонатан Кеммерер (Jonathan E. Kemmerer) и Цзяцинь Лю (Jiaqing Lu) в своей статье "Прибыльность и ставки роялти по отраслям: некоторые предварительные данные" [3] приводят средние арифметические ставки роялти для Интернет-индустрии и программного обеспечения на уровне около 12,5%, для отрасли медиа и развлечений – около 12,8%. В прочих отраслях ставки средние ставки составили от 4% до 8%. Эти данные были рассчитаны на базе выборки из 3 015 лицензионных договоров в 15 отраслях, которые были заключены на протяжении 21-летнего периода.

  • Дэвид Уайлер (David G. Weiler), исполнительный вице-президент компании AUS Consultants, в 2004 году опубликовал результаты исследования [4], согласно которым медианное значение ставки роялти для Интернет-индустрии и программного обеспечения составляет 8,8%, а среднее арифметическое значение – 11,8%. Для отрасли медиа и развлечений эти показатели составили 5,0% и 9,1% соответственно. Для прочих отраслей медианные значения составили от 2,8% до 6,8%, средние – от 3,2% до 11,5%. Исследование было проведено на основе 1 924 лицензионных договоров в 15 отраслях.

  • Г.Г. Азгальдов и Н.Н. Карпова в своей статье "Вознаграждение за использование интеллектуальной собственности" [5] указывают стандартную ставку роялти для печатных изданий на уровне от 3-6%.

Что касается медианных и средних арифметических ставок роялти, описанных выше, то большее доверие мы склонны испытывать именно к средним значениям, которые менее чувствительны к экстремальным значениям элементов выборки, чем средние значения.

___________________________

1  - Goldscheider, Jarosz, and Mulhern, 'Use of the 25 Per Cent Rule in Valuing IP', les Nouvelles, December 2002, 123-133

2 - Adam Liberman, Peter Chrocziel, Russell E. Levine, 'International Licensing and Technology Transfer: Practice and the Law', Kluwer Law International, 2008, 886 р.

3 - Kemmerer, J.E and Lu, J, ‘Profitability and Royalty Rates Across Industries: Some Preliminary Evidence’, Journal of Academy of Business and Economics, volume 8, number 3, 2008.

4 - David G. Weiler, 'Valuing Your Intellectual Property for Strategic Alliances and Financing', NJSBDC Presentation, December 8, 2004

5 - Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н. Вознаграждение за использование интеллектуальной собственности // Московский оценщик. 2000. №7.