Нематериальные активы в структуре стоимости украинских предприятий

Формирование рыночной экономики в постсоветских странах объективно проходит болезненные этапы реформирования планового хозяйства с его тотальной государственной (коллективной) собственностью в рыночную экономику, основанную на частной собственности. Создание рыночных условий определило динамично развивающуюся среду частных предприятий, которые возникают во всех без исключения областях экономики. При этом, инвестиционные процессы, как правило, сопровождаются структурными изменениями акционерного капитала, а в большинстве случаев – заменой собственника. Можно догадываться о деталях сценариев последней процедуры, но попытки оценить продаваемый (покупаемый) бизнес и достижение паритета контрагентами такой транзакции занимают в нем ключевую позицию. Определенный опыт участия в сопровождении сделок купли-продажи действующих бизнесов позволяет нам констатировать частичное или полное пренебрежение сторонами нематериальной составляющей стоимости бизнеса.

Именно этот “странный” факт вызвал “тягу к перу”, ведь это не имеет практического подтверждения в развитых странах.

Сегодня даже начинающий предприниматель строит свой бизнес, осознавая необходимость создания его материальной (основные средства и оборотные фонды) и нематериальной составляющей: фирменное наименование, лицензии, торговые марки, изобретения, “ноу-хау” и т.п. При этом развитие, а значит и увеличение стоимости бизнеса, происходит за счет обеих составляющих. Мировой опыт не определился в предоставлении преимуществ одному из указанных активов относительно затрат на их создание, но в условиях “интеллектуальной революции” он единодушен к значительному превышению доли нематериальной компоненты в стоимости действующих бизнесов.

В мировой практике такие активы принято называть “неосязаемыми”. В соответствии с Международными стандартами оценки неосязаемыми активами являются объекты неосязаемого движимого имущества и могут включать опыт менеджмента и маркетинга, кредитный рейтинг, гудвил и разнообразные юридические права или инструменты (патенты, товарные знаки, авторского права, франшизы и контракты). В украинской практике неосязаемые активы названы нематериальными или объектами в нематериальной форме. Украинское законодательство к объектам в нематериальной форме относит финансовые интересы (доли (паи, акции), опционы, другие ценные бумаги и их производные, векселя, дебиторская и кредиторская задолженность и т.п.), а также другие имущественные права (связанные с объектами интеллектуальной собственности, правом пользования земельными участками и т.п.).

Сегодня украинские предприятия имеют очень низкий процент нематериальных активов в общей стоимости бизнеса (около 2-5%), в то же время, рыночная стоимость дополнительно учтенных нематериальных активов, на одном и том же предприятии, при совершенной оценке, может составить 15-20% и более, что соответственно увеличивает стоимость компании. Мировые тенденции в области купли-продажи бизнеса свидетельствуют, что стоимость нематериальных активов в общей стоимости компании составляет от 40 до 90%. Известны случаи, когда почти вся стоимость бизнеса сформирована нематериальными активами.

Создание нового бизнеса или реорганизация действующего, требует привлечения значительных инвестиционных ресурсов. Как правило, такие процессы реализуются с привлечением заемного капитала. Но, иногда, объем инвестированного капитала настолько большой, что коренным образом изменяет соотношение прав участников в управлении бизнесом, за счет уменьшения долей первых собственников в общей стоимости бизнеса. Одним из путей решения вопроса защиты собственного капитала при привлечении инвестиций (создании совместных предприятий) является учет полной стоимости нематериальных активов, которые своей стоимостью могут обеспечить дополнительные права в управлении будущим бизнесом. Досадно, когда отечественный участник уступает значительную часть корпоративных прав входящему иностранному инвестору, не зачисляя при этом к своей доле нематериальную составляющую стоимости своего бизнеса исключительно по причине непонимания ее сути и отсутствия квалифицированной оценки.

Полный учет нематериальных активов также необходим при кредитовании бизнеса. Для кредитора правильная оценка всех составляющих бизнеса способствует минимизации кредитных рисков, а для заемщика – расширяет возможности кредитования и увеличивает стоимость залогового имущества. Прослеживается прямая зависимость между нематериальными активами, стоимостью бизнеса и кредитным обеспечением. Причем, в данном случае, в качестве нематериального актива могут выступать кроме торговых марок, полезных моделей, изобретений, фирменных наименований и т.п., даже бизнес -идеи, планы, как объект интеллектуальной собственности. С сожалением приходится констатировать проблему нематериальных активов, как объекта залога вообще для украинских банков. Но на этом мы остановимся ниже.

Итак, украинские предприятия имеют огромный потенциал для развития.

Наиболее часто при оценке объектов бизнеса для определения размера гудвила пользуются методом „большого котла”, что дает возможность довольно быстро и с достаточной степенью достоверности определить его размер. Соответственно этому методу, при оценке бизнеса оценивается стоимость материальных активов, а нематериальные – смешиваются в одном „котле” и формируют стоимость гудвила. Как правило, рассчитанный таким методом гудвил содержит в себе нематериальные активы, которые не отвечают сути гудвила, а именно, совокупности элементов бизнеса или личных качеств, которые побуждают клиентов пользоваться услугами данного предприятия, создавая тем самым избыточную прибыль. Гудвил бизнеса всегда неразрывно связан с самим предприятием или физическим лицом и не может быть продан в отдельно. Возникает задача выделения стоимости тех нематериальных активов, определенных методом „большого котла”, что не относятся к гудвилу. В общем, нематериальные активы структурно можно разделить на три группы:

  • неотделимые от юридического лица (клиентская база, наличие квалифицированного персонала, преимущества местоположения, репутация предприятия, и т.п.);

  • неотделимые от физического лица (репутация рабочих и собственников компании, профессиональные качества личностей и прочее);

  • отделимые от юридического лица (торговые марки и знаки, технические библиотеки, лицензии, патенты, права связанные с землепользованием и прочее).

Соответственно этой классификации нематериальные активы идентифицируются и оцениваются отдельно от гудвила компании. А сам гудвил, чаще всего, состоит из нематериальных активов, которые относятся к первой и второй группе данной классификации. Наличие на предприятии нематериальных активов еще не разрешает говорить о наличии у данной компании гудвила.

Основным принципом эффективности использования нематериальных активов есть то, что они должны приносить доход, а простое удержание на балансе данного актива ведет только к затратам. Для выявления таких “балластных” нематериальных активов необходим полный анализ бизнеса, и определение его рыночной стоимости, с целью продажи или передачи в арендное пользование. Путем продажи или передачи в аренду (франчайзинг) данных активов по рыночным ценам можно не только получить дополнительные поступления средства, а и уменьшить затраты. Для решения этих задач нужен постоянный контроль над состоянием нематериальных активов и их рыночной стоимостью.

Это была мировая (по большому счету, и отечественная) теория, подтвержденная той же практикой. Что же к отечественной практике, то она, на наш взгляд, имеет особенности.
Впервые о существовании рынка действующих, далее – готовых бизнесов, отечественные специалисты заявили в конце 90-х годов прошлого столетие, а начиная с 2000-го года этой проблемой занимается наша компания. Анализируя данный рынок, мы и сегодня констатируем его зачаточное, неорганизованное состояние, а также по настоящее время отсутствие регулирующей законодательной базы , особенно если речь идет о средних и малых предприятиях, наиболее распространенная юридическая форма, которых общество с ограниченной ответственностью.

Но обратим внимание на другое. Вопреки отсутствию в Украине специализированного издания для рынка готовых бизнесов на манер прайс-листов агентств недвижимости, в этих же изданиях публикуются и объявления о продаже действующих предприятий. При этом речь, как правило, идет о продаже целостного имущественного комплекса как объекта недвижимости. И дело, кроме случаев продажи обанкротившихся (“лежачих”) предприятий, не в отсутствии в агентствах квалифицированных бизнесов-брокеров. Сегодня продавец действующего, прибавим – прибыльного, бизнеса не в состоянии гарантировать покупателю переход к нему прав на нематериальный актив в виде наработанного гудвила.

В условиях коррумпированного государства, с переходом права собственности на бизнес, не переходят права на большой нематериальный актив в лице предыдущего собственника этого бизнеса, который имел устойчивые связи с региональной властью. Разветвленные ступени коррумпированной власти в государстве сдерживают развитие бизнеса и постоянно вредят росту его стоимости, и наоборот, близкие и дружественные отношения с коррумпированным чиновничьим аппаратом ведет к неконкурентным методам борьбы и создает дополнительные выгоды собственникам бизнеса, которые имеют такие связи. Обычным сегодня является когда, скрытым собственником бизнеса есть влиятельный государственный служащий, а, поэтому, вместе с собственными управленческими решениями он вносит часть государственного влияния, это тот нематериальный актив, который неминуемое теряется при изменении собственника бизнеса.

Кроме недобросовестной конкуренции, процветающий в Украине “чиновничий капитализм”, основан на принципах бизнес-связей и может создавать проблемы при становлении и развитии бизнеса. В случае перехода бизнеса в другие руки, отсутствие поддержки со стороны региональной власти сразу скажется на денежном потоке компании, а значит, и на ее стоимости, которая сразу же уменьшится, как минимум, на стоимость гудвила. Методы оценки данного нематериального актива, также, сводятся к оценке выгод которые получаются при его использовании, за исключением затрат на его существование. Мультипликатор влияния нематериального актива, основой которого является коррупция в эшелонах власти, может быть очень весомым и обеспечивать как процветание, так и привести к упадку бизнеса. Примеров данного нематериального актива великое множество, - он существует всюду, где возможное или необходимое вмешательство государства в дела бизнеса. В таких условиях необходим адекватный учет стоимости нематериального актива в виде отношений руководителя (собственника) бизнеса с властными коридорами. Правильная рыночная оценка такого гудвила особенно важна при изменении собственника бизнеса.

С наступлением периода стагнации, а далее и кризиса, в украинской экономике, когда прогнозируется рост операций на рынке купли-продажи бизнесов, необходимо четкое представление всеми участниками данного рынка необходимости правильного учета стоимости гудвила и других нематериальных активов, а в особенности, тех, которые неразрывно связанны с предыдущим собственником. Такая необходимость вызвана тем, что данный нематериальный актив может составлять значительную часть стоимости приобретаемого бизнеса и его потеря значительно снизит доходность , а то и вовсе приведет к банкротству.

СИРОШ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ,
директор КК "Сэйл Прайс Компани"
оценщик, член УТО